Существуют разные виды церковного поминания усопших: проскомидия, отпевание и панихида, сорокоуст. Отличие их в том, что заздравная и заупокойная проскомидия, а также сорокоусты (ежедневное поминание усопшего в течении сорока дней после кончины) совершаются за литургией: в алтаре читаются подаваемые верующими записки, а священник вынимает при этом частицы из просфор, которые в конце службы высыпаются в Чашу с Кровью Христовой для омывания грехов живых и усопших членов Церкви, в силу совершаемой здесь, Бескровной Жертвы - Евхаристии. Отпевание же и панихида служатся вне проскомидии. Какой вид поминания более действенен? – Считается, что – литургический. Однако, святитель Григорий Двоеслов, если обратиться к его житию, вымолил душу усопшего языческого императора Трояна, пользуясь, только лишь, личной молитвой. Так что, здесь нужно помнить главный принцип молитвенного взаимодействия: Церковь – живой организм, каждый её член – клетка. Больная клетка не может поделиться здоровьем с другой больной клеткой, поскольку сама им не обладает. Но в той мере, в какой я выздоравливаю от грехов, я могу поделиться этим состоянием и с другими. У нас же молитвенное поминание усопших сводится лишь к обрядоисполнению: более всего, людей интересуют вопросы о том, как правильно положить покойного, как обрядить в церковную атрибутику, как жечь свечи, куда девать после похорон хлеб и воду, и т. д. Родственники ограничиваются подачей записок в алтарь (пусть батюшка – молится!), сами же избегают молитвенного труда (подали – и ушли из храма), что лишает любой вид поминания действенности.